Как составить бизнес-план
Бизнес-план — это программа действий с подробным описанием этапов развития бизнеса. Грамотно составленный бизнес-план поможет сформулировать стратегию развития и убедиться, что идею получится превратить в прибыльное дело. Разбираемся, как составить бизнес-план самостоятельно, что в нем нужно прописать и как упростить расчеты.
Эксперты — Алексей Гузенков, совладелец Агентства по бизнес-планированию, Александр Вязьмин, юрист, маркетолог, совладелец Агентства по бизнес-планированию, и Евгения Беляева, юрист, эксперт по бизнес-планированию. Записалa Виктория Воропаева.
Что такое бизнес-план и зачем он нужен
Бизнес-план нужен, чтобы оценить перспективы бизнеса, прописать этапы его развития и просчитать риски. Например, если вы собираетесь открыть цветочный магазин, нужно заранее знать, сколько денег будет уходить на закупки, зарплату и аренду помещения, налоги и так далее и получится ли окупиться исходя из суммы, которая есть на запуск.
Открыть счет
для бизнеса в Модульбанке
Бесплатный тариф, защита от блокировок, стабильная работа по SWIFT, специальные условия для маркетплейсов
В общем, бизнес-план помогает реально оценивать свои силы:
- Рассчитать, окупятся ли вложения в проект и какой будет потенциальная прибыль.
- Понять свои конкурентные преимущества, сильные и слабые места.
- Решить, какие направления нужно развивать первыми и сколько это будет стоить.
- Просчитать риски и возможные пути выхода из сложных ситуаций.
Бизнес-план нужен, чтобы корректировать свои действия. Просчитав все, вы можете понять, что вам не хватает собственных денег и нужно привлекать инвестиции или взять кредит. Или, например, выбрать другое помещение.
Вот из каких частей может состоять бизнес-план:
- сведения о проекте (как, где, зачем и т. д);
- сведения о предпринимателе (образование, навыки, опыт);
- сведения о нужных для деятельности разрешительных документах (сертификаты соответствия, СанПин, пожарная безопасность, ГОСТы и т. д);
- анализ конкурентов и ваших преимуществ перед ними;
- анализ слабых сторон вашего проекта;
- стратегия продвижения;
- описание маркетинговых мероприятий;
- расчет финансовых показателей.
В плане нужно прописать заранее свои задачи и цели. Например, вы хотите открыть сеть пекарен. Представьте и опишите, сколько магазинов хотите открыть, где они будут находиться, каким будет формат торговли — только офлайн или с доставкой через интернет.
Какую информацию собрать для бизнес-плана
Составление бизнес-плана предполагает много предварительной работы. Вот с чем нужно определиться:
- Подсчитать инвестиционные расходы — например, на строительство или аренду здания, ремонт помещений, закупку производственного оборудования или компьютерной и оргтехники для офиса.
- Определить возможные источники поступления денег — собственные накопления, банковский кредит, частные инвестиции. Плюс просчитать период их возврата.
- Определить количество сотрудников и рассчитать, сколько будете тратить ежемесячно на оплату их труда.
- Подсчитать другие регулярные затраты — например, на оплату коммунальных услуг, корпоративной связи и интернета, на услуги эквайринга и онлайн-кассу, налоги.
- Подсчитать примерные потребности в сырье для производства или в товарах для перепродажи, узнать, сколько это стоит, и прикинуть, какие объемы запасов нужно будет поддерживать для бесперебойной работы. Исходя из этого можно будет составить график закупок.
- Рассчитать объемы выпуска и реализации продукции и расценки на нее.
- Определить, является ли бизнес сезонным. Например, если планируете продавать новогодние украшения, продажи будут ожидаемо расти с ноября по декабрь и падать в январе. В этом случае нужно продумать, какое направление продаж стоит развивать дополнительно для получения регулярной прибыли вне сезона.
- Выбрать оптимальный формат бизнеса (ИП или ООО) и выгодную систему налогообложения.
Это минимальный объем сведений, без которых нельзя будет составить план. В зависимости от особенностей проекта может понадобиться дополнительная информация. К примеру, если бизнес будет связан с экспортом или импортом, нужно изучить санкционные ограничения, другие условия работы с иностранными партнерами и ставки таможенных пошлин.
Из чего состоит бизнес-план
При разработке бизнес-плана нужно учитывать несколько разделов — от общей информации о компании и проекте до финансовых прогнозов.
Резюме. Тут нужно коротко описать цели будущего бизнеса и обосновать, почему он будет успешным. Для этого пригодятся теоретические и практические знания о рынке, потребностях потенциальных клиентов или покупателей. Обычно резюме составляют уже после того, как готова основная часть документа.
Нужен ли ИП бухгалтер и, если да, то какой?
Информация об ИП или компании. В разделе описывают:
- виды основной и дополнительной деятельности (например, основная деятельность — пекарня, дополнительная — готовые обеды на заказ с доставкой в офис);
- потребности рынка, которые планирует удовлетворить проект;
- продукты и услуги, которые будут удовлетворять потребности клиентов;
- портрет потребителей, которых будет обслуживать бизнес (например, офисные работники, которым неудобно носить обеды из дома);
- преимущества перед конкурентами, которые помогут построить успешный бизнес (например, выгодное местоположение, грамотный персонал, эффективная схема работы с клиентами).
Анализ рынка. Включает в себя:
- исследование состояния рынка;
- исследование потребностей и поведения покупателей;
- исследование конкурентов, их услуг, цен, конкурентных преимуществ и недостатков;
- исследование спроса, включая сезонность.
Если собственной информации недостаточно, можно опираться на официальные данные, которые публикуют в экспертных СМИ и на сайтах государственных ведомств, например Росстата.
Пример разбора характеристик конкурентов в бизнес-плане:
Источник https://delo.modulbank.ru/money/compose-busines-plan
Источник