Как стимулировать приток инвестиций в энергетическую инфраструктуру промышленной компании

Как стимулировать приток инвестиций в энергетическую инфраструктуру промышленной компании

Как выполнить обновление основных фондов предприятия без привлечения собственных средств. Анатолий Дзюба о модели сотрудничества промышленности, инжиниринговых компаний и капитала.

Автор: Анатолий Дзюба , Заместитель директора по развитию ООО «Челябинское управление энерготрейдинга»

В текущих экономических условиях, обусловленных влиянием затяжного экономического кризиса, одним из острых вопросов для менеджмента промышленных предприятий России является привлечение инвестиционных ресурсов в обновление производственных активов. Основные фонды большинства промышленных предприятий являются устаревшими как физически, так и морально, что, безусловно, напрямую влияет на производственную эффективность бизнеса.

Особенно негативное влияние на эффективность производства оказывает устаревшее энергопотребляющее оборудование. Помимо высокой аварийности и существенных затрат на эксплуатацию, устаревшее энергопотребляющее оборудование имеет низкие показатели энергетической эффективности, иными словами, потребляет больше энергоресурсов на производство или обработку единицы продукции. Поэтому инвестиционные вложения в замену энергоемкого оборудования в долгосрочном периоде имеют большую сравнительную эффективность.

Проблема привлечения инвестиций в обновление энергопотребляющего оборудования может решаться за счет применения инструмента, только получающего распространение в экономике России, – энергосервисных контрактов.

Энергосервисный контракт представляет собой особую форму договора, направленного на внедрение энергосберегающих технологий и оборудования, обеспечивающих снижение потребления энергоресурсов.

Отличительной особенностью энергосервисного контракта является то, что финансирование инвестиций на внедрение энергосберегающего оборудования и технологий осуществляется за счет организации, выполняющей работы, либо третьей стороны – инвестора. Таким образом, у производственной компании отсутствует необходимость в извлечении собственных средств либо привлечении кредита на реализацию проекта.

Оплата вложенных средств на внедрение энергосберегающего оборудования и технологий производится промышленной компанией из фактической экономии стоимости энергоресурсов. Таким образом, промышленная компания не производит переплату от предыдущей стоимости, а фактическую экономию получает после оплаты услуг подрядчика и кредитной организации.

Модель энергосервисного контракта показана на рисунке 1. Как видно из схемы, в реализации энергосервисного контракта участвуют три стороны: промышленная компания, энергосервисная компания и сторона, выступающая в качестве кредитной организации.

Рисунок 1. Модель энергосервисного контракта

Энергосервисная компания – компания, основным видом деятельности которой является выполнение работ по внедрению энергосберегающего оборудования и технологий.

Кредитная организация / инвестор – лицо, направляющее финансовые ресурсы под обеспечение конкретного проекта. Часто функцию инвестора выполняет энергосервисная компания.

Реализацию энергосервисного контракта можно разделить на следующие этапы:

1. Предпроектный этап.

На данном этапе энергосервисная компания производит оценку оборудования и технологий, применяемых в промышленной компании, с определением возможных технологических решений, направленных на снижение потребления энергоресурсов, а также величины экономии в натуральном и денежном выражении. После этого определяются объем требуемых инвестиций и оценка их эффективности. Просчитываются риски инвестиционного проекта.

2. Этап согласования контракта.

На этапе согласования энергосервисного контракта производятся исследование и оценка условий проекта, предложенного энергосервисной компанией на рассмотрение промышленной компании и инвестору. Данный этап требует значительного времени на оценку и согласование. Также, как правило, сложность этапа заключается в поиске компромиссного решения между всеми заинтересованными сторонами. Несмотря на то, что энергосервисный контракт заключается между двумя сторонами: энергосервисной и промышленной компаниями, − инвестор для ограничения собственных рисков также принимает непосредственное участие во всем этапе согласования.

3. Этап реализации контракта.

На этапе реализации контракта производятся требуемые предпроектные, монтажные и пуско-наладочные работы по внедрению энергосберегающего оборудования и технологий.

4. Этап возврата вложенных инвестиций.

Данный этап наступает после запуска введенного оборудования и технологий в промышленную эксплуатацию. На данном этапе производятся возврат средств, вложенных инвестором, и получение оплаты за работу энергосервисной компанией. Возврат средств осуществляется за счет фактической экономии предприятием, рассчитываемой как разница между затратами до и после внедрения технологий.

5. Этап получения экономии промышленной компанией.

Данный этап наступает после возврата инвестору вложенных инвестиций и прибыли и оплаты услуг энергосервисной компании. Вся экономия от использования результатов энергосервисного контракта учитывается в счет промышленной компании. Также право собственности на внедренное оборудование и технологии переходит промышленной компании. Вопрос сервисного обслуживания оборудования либо гарантийного ремонта должен обсуждаться на этапе согласования контракта.

Финансовый профиль энергосервисного контракта с разделением по представленным этапам и участникам проекта представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Поэтапный финансовый профиль энергосервисного контракта в разбивке по участникам проекта

Сроки окупаемости основной массы энергосервисных контрактов не превышают 1,5 – 2 лет. В случае выявления более длительного срока возврата инвестиций на предпроектном этапе проект запускается в редких случаях. Это связано с возрастанием влияния проектных рисков на более длительном периоде планирования.

Основными преимуществами энергосервисного контракта для промышленной компании являются:

  • отсутствие необходимости в привлечении средств на оплату проекта;
  • отсутствие необходимости в привлечении компетенций в области технологий энергосбережения;
  • отсутствие рисков неполучения экономии от внедрения технологий.

Также неотделимым преимуществом энергосервисного контракта является то, что энергосервисная компания напрямую заинтересована в скорейшем и качественном его завершении, так как от результата зависит ее прибыль.

Стоит отметить, что энергосервисный контракт подвержен ряду рисков, которые требуется учитывать на этапе согласования контракта. При этом для энергосервисной компании и инвестора все риски возникают на этапах начиная от предпроектного этапа до этапа возврата вложенных инвестиций. У промышленной компании основные риски возникают лишь на этапе получения экономии.

Таблица 1. Риски энергосервисного контракта для промышленной компании

Риск увеличения сроков внедрения энергосберегающих технологий

Проектно-монтажные работы могут затянуться, что отложит получение ожидаемой экономии

Риск установки некачественного оборудования

Установленное энергосберегающее оборудование и технология могут оказаться некачественными и потребовать последующих вложений на ремонты

Риск установки оборудования с коротким сроком эксплуатации

Установленное энергосберегающее оборудование и технология могут иметь короткий срок эксплуатации и через короткий период потребовать замены

Риск необходимости обеспечения дорогостоящего обслуживания оборудования

Установленное энергосберегающее оборудование и технология могут требовать значительных затрат на текущую эксплуатацию, снижающую эффективность ее использования

Риск неполучения ожидаемой экономии энергоресурсов

Установленное энергосберегающее оборудование и технология могут не давать заявленного эффекта

Риск снижения объема потребления энергоресурсов

При снижении объема потребления энергоресурсов объектами, на которые было установлено энергосберегающее оборудование (вследствие изменения технологии производства, отсутствия заказов данной номенклатуры), величина эффекта также будет снижена по сравнению с ожидаемыми показателями

Риски защиты права собственности на установленное оборудование

Для энергосервисной компании основными рисками являются: риск неплатежеспособности промышленной компании, риск неполучения ожидаемого эффекта.

Для инвестора основными рисками являются: инфляционный риск, валютный риск, риск неполучения ожидаемой экономии.

На этапе согласования контракта для достижения баланса интересов промышленной компании стоит учитывать возможные риски и интересы смежных сторон.

По виду возврата средств, вложенных инвестором:

  • доля от фактической экономии, полученной от внедрения энергосберегающих технологий;
  • без привязки к величине фактической экономии.

По виду финансирования:

  • финансирование 100 % проекта со стороны инвестора;
  • долевое финансирование, в том числе со стороны промышленной компании.

По количеству сторон контракта:

  • двусторонний (промышленная компания и энергосервисная компания);
  • трехсторонний (промышленная компания, энергосервисная компания и инвестор).

Практика внедрения энергосервисных контрактов на промышленных предприятиях России показывает их высокую эффективность. Прежде всего эффективность энергосервисных контрактов (NPV) связана с высокими удельными показателями экономии энергоресурсов от внедрения энергосберегающего оборудования, а также с постоянным ростом стоимости энергоресурсов.

В качестве вывода следует подчеркнуть высокую эффективность и практическую применимость энергосервисных контрактов для промышленных компаний, в особенности для функционирующих в условиях дефицита инвестиционных ресурсов и необходимости замены устаревшего энергопотребляющего оборудования. На сегодняшний день энергосервисные контракты получают распространение в практике работы промышленных предприятий России, в будущем подобные механизмы сотрудничества финансов, компетенций и промышленных потребностей будут одним из базовых элементов развития экономики страны.

Читать статью  Мосбиржа с 20 октября запустит торги акциями VK

Стимулирование притока инвестиций в экономику

Национальная инвестиционная политика: мировая практика стимулирования прямых зарубежных инвестиций (стр. 1 из 7)

1 Общая характеристика политики стимулирования ПЗИ

1.1 Эволюция политики стимулирования ПЗИ

1.2 Инвестиционные стимулы

2 Инструменты стимулирования зарубежных инвесторов

2.1 Налоговые льготы

2.2 Финансовые и прочие формы стимулирования иностранных капиталовложений

3 Инвестиционная привлекательность России

3.1 Проблемы инвестиционной привлекательности России

3.2 Способы повышения инвестиционной привлекательности России

Список использованных источников

Независимо от уровня экономического развития любая страна стремится привлечь иностранные капиталы, получить прямые или косвенные эффекты от этих инвестиций. Наибольшую роль в привлечении средств играют макроэкономические факторы, в том числе емкость внутреннего рынка, валютная, политическая стабильность, а также уровень развития инфраструктуры и квалификация рабочей силы. Кроме того, важна инвестиционная политика принимающей страны, обеспечивающая гарантии зарубежным инвесторам, эффективное и стабильное функционирование правовой системы. Инвестиционная политика определяет специфику направления вложений средств, обеспечивающих регулирование допуска зарубежных инвестиций в принимающую экономику, а также способы их стимулирования.

Инвестиционная политика реализуется как на основном (национальном) уровне, так и на двустороннем, региональном и многостороннем уровнях. Каждый из уровней регулирования отличается своей спецификой и характеризуется определенной степенью влияния на приток иностранных инвестиций.

Национальная инвестиционная политика представляет собой совокупность правил и инструментов регулирования зарубежных инвестиций. Она определяет: основные условия допуска и функционирования зарубежных инвестиций; права собственности и требования контроля; отраслевые ограничения; условия деятельности, включая лицензирование, кадровые требования; стандартные режимы.

Неотъемлемой чертой национальной инвестиционной политики считаются: гарантирование зарубежным инвесторам защиты их прав и интересов на основе предоставления национального режима и режима наибольшего благоприятствования, справедливого и равноправного режима, правовых гарантий, включая общие и специальные стандартные условия, определение порядка возможной национализации зарубежной собственности и обязательной компенсации в связи с этим; гарантирование беспрепятственного перевода капиталов и репатриации прибыли и других форм доходов; порядок доступа к международным инструментам разрешения инвестиционных споров; стандарты для зарубежных инвесторов, определяемые международными инструментами регулирования – двусторонними, региональными, межрегиональными и многосторонними.

Национальная инвестиционная политика также определяет дополнительные стандартные условия, которыми руководствуются иностранные предприниматели, действующие на внутреннем рынке принимающей страны, в том числе: конкурентная политика; порядок международных сделок, связанных со слияниями и поглощениями компаний; антимонопольное законодательство; приватизация государственного сектора; рыночные преференции; защита прав потребителей; охрана окружающей среды; стандарты качества и безопасности; требования к бухгалтерской документации и отчетности [15].

На современном этапе развития российской экономики многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства. Инвестиционная политика является немаловажной ее составляющей. Важность инвестиционной политики заключена в создании «будущего» экономики: определение приоритетных отраслей, восстановление и совершенствование основных производственных фондов. Все выше сказанное подтверждает актуальность темы проведения правильной национальной инвестиционной политики по стимулированию ПЗИ.

Цель работы состоит в определении сущности национальной инвестиционной политики, выявление существующих проблем и предложение путей их разрешения.

Объектом данной курсовой работы является инвестиционная деятельность государства. Предметом выступает мировая практика стимулирования ПЗИ в рамках национальной инвестиционной политики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть эволюцию политики стимулирования ПЗИ;

— определить инвестиционные стимулы;

— рассмотреть предоставляемые зарубежным инвесторам налоговые льготы;

— выявить финансовые и прочие формы стимулирования иностранных капиталовложений;

— изучить современное состояние и существующие проблемы инвестиционной привлекательности в России;

— предложить способы повышения инвестиционной привлекательности России.

Вопросы инвестиционной политики отражены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Н.Н. Ливенцевой, Г.М. Костюниной, Е. Халевинской, T. Belot, D. Weigel, М. Лимитовского.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

1 Общая характеристика политики стимулирования ПЗИ

1.1 Эволюция политики стимулирования ПЗИ

Главная цель политики, направленной на стимулирование ПЗИ, — воздействовать на направления, величину и характер инвестиционных потоков.

Основным направлением стимулирования потока ПЗИ является главным образом предоставление различных льгот. Национальный режим предполагает, что зарубежный и национальный инвесторы имеют равные права на получение льгот. Последние предоставляются зарубежным предпринимателям при выполнении следующих условий:

— содействие росту занятости населения в принимающей стране;

— содействие мелкому и среднему предпринимательству в принимающей стране;

— проведение НИОКР в принимающей стране;

— содействие проведению региональной политики принимающей страны;

— содействие расширению экспорта принимающей страны.

Становление новой модели инвестиционной деятельности, адекватной рыночной системе хозяйствования, предполагало замену централизованного распределения инвестиционных ресурсов рыночными формами инвестирования. Это в свою очередь, обуславливало необходимость разработки новой инвестиционной политики, отвечавшей изменившимся экономическим условиям. Инвестиционную политику в условиях развития рыночных отношений в России можно разделить на два этапа:

1 этап – инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования.

Меры государственной инвестиционной политики в рассматриваемый период были связаны в основном с комплексной программой стимулирования отечественных иностранных инвестиций в экономике России, разработанные Бюджетом развития на период 1997-2000 гг., концепцией среднесрочной программы развития российской экономики на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост».

Основные направления государственной инвестиционной политики, изложенные в этих документах, включали:

— проведение децентрализации инвестиционного процесса, перенос центра тяжести на частные инвестиции, повышение роли собственных и привлеченных средств предприятий посредством проведения новой амортизационной политики, использования прибыли, вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов, населения;

— переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и безвозвратной основе;

— усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направленных на инвестиции;

— сохранение роли государства как стратегического инвестора в области важнейших жизнеобеспечивающих производств, социальной сфере, общественно значимых объектов, не привлекательных для частных инвесторов;

— использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся объектов, расширение практики их долевого финансирования;

— стимулирование частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной базы, предоставление гарантий и страхование инвестиций.

В соответствии с принятым курсом экономических реформ восстановление инвестиционного процесса должно было осуществляться при минимальной роли государства. В качестве основных предполагаемых источников рассматривались: возросшие возможности предприятий за счет снижения налогового бремени и роста амортизационных отчислений, перелив кредита с рынка государственных обязательств в реальный сектор, мобилизация валютных сбережений населения, находящегося вне банковского оборота, приток иностранного частного капитала.

Между тем, на базе рыночных методов регулирования не удалось решить поставленные задачи, поскольку в российской экономике не сложились условия, позволяющие полностью отказаться от методов государственного воздействия. В российских условиях воздействие монетарных импульсов на производство не принесло ожидаемых результатов, жесткие меры в области денежно-кредитной политики хотя и облегчили в определенной степени адаптацию предприятий к изменяющейся рыночной конъюнктуре, но обнаружили свою несостоятельность в плане структурной перестройки производства инвестиций экономического оживления. Ухудшающееся финансовое состояние предприятий препятствовало, с одной стороны, направлению собственных средств (прибыли и амортизации) на инвестиционные цели, а с другой — привлечению ресурсов фондового и кредитного рынков.

Не были созданы макроэкономические предпосылки для мобилизации сбережений населения в форме иностранной наличной валюты, притока иностранного капитала в реальный сектор экономики. В результате проводимой политики покрытия дефицита государственного бюджета путем расширяющейся эмиссии государственных обязательств накопление государственного долга и превышение стоимости его обслуживания вело к прогрессирующему сокращению возможностей бюджетного финансирования, которое усугублялось ростом напряженности в бюджетно-налоговой сфере в условиях жесткой фискальной политики и деформации платежной системы.

Читать статью  Инвестиции в основной капитал - счет бухгалтерского учета

Стимулирование инвестиций

Современная ситуация в инвестиционной сфере дает предпосылки роста инвестиций в инновационно-инвестиционные проекты. Характерными проявлениями этого позитивного процесса являются сокращение бюджетного дефицита и его без эмиссионное инвестирование, увеличение положительного сальдо внешней торговли, укрепление российского рубля и другие. В результате проведения экономической реформы обозначились гарантии прав собственности частных инвесторов, ценовые механизмы регулирования производства, начался перелив капитала через фондовый рынок и др.

Поскольку одним из основных рычагов модернизации производства являются инновации, научно-техническая деятельность, то снижение издержек, возобновление экономического роста и, как результат, повышение уровня жизни населения можно реально достигать за счет капитальных вложений в эти сферы.

В условиях переходной экономики, рост начального капитала осуществляется, как правило, при взаимодействии государственного и частного секторов народного хозяйства. При этом централизованные инвестиционные ресурсы призваны обеспечивать стимулирование частных как отечественных, так и иностранных инвесторов, создавая необходимые условия для развития социальной и производственной инфраструктуры.

Наряду с прямой поддержкой инновационно-инвестиционных, проектов обеспечивающих ключевые «точки роста» экономики, государство создает благоприятные условия для инвесторов посредством принятия и корректировки соответствующих законодательных и нормативных актов.

Для формирования рыночных инструментов предусматривается, кроме оказания государственной поддержки частным инвесторам на конкурсной основе (см. выше), возвратное инвестирование конверсии оборонной промышленности, источники инвестирования, как вторичная эмиссия ценных бумаг и кредиты коммерческих банков.

Существуют и дополнительные возможности для привлечения капитала к реализации инновационно-инвестиционных проектов — это образование в Российской Федерации финансово-промышленных групп, где свое место должна занять и станко-инструментальная отрасль. Причем такие группы существенно расширяют внутренние инвестиционные возможности при проведении единой технической, структурной, маркетинговой и инвестиционной политики, эффективном управлении ресурсами, что и позволяет концентрировать их на наиболее важных направлениях. При этом для повышения инвестиционной активности финансово-промышленных групп государство имеет возможность в различных формах участвовать в реализации инновационно-инвестиционных проектов. Объем поддержки, как правило, может быть соизмерим с величиной капитала финансово-промышленной группы.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику способствует разделению проблем реализации инновационноинвестиционных проектов, проблем социально-экономического развития:

  • — освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конвертируемых предприятиях военно- промышленного комплекса;
  • — продвижение российских товаров и технологий на внешний
  • — содействие в расширении и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозамещающих производств в отдельных отраслях;
  • — содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
  • — создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;
  • — освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
  • — содействие развитию производственной инфраструктуры.

Обязательным условием роста капитальных вложений в российскую экономику является создание благоприятного инвестиционного климата. При этом решающее значение имеет улучшение макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для инвестиционных целей.

В создании благоприятного инвестиционного климата важную роль играет целевая ориентация предприятий на использование по назначению амортизационных отчислений. При этом усилению роли амортизационных отчислений способствует систематическая переоценка стоимости основных фондов предприятия и применение механизма ускоренной амортизации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. № 967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов».

Действующие законодательные акты и области налоговой политики представляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и организаций в части инвестирования капитального строительства. Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во многом зависит от формирования российского рынка ценных бумаг, развитие которого осуществляется по мере преодоления инфляционных процессов и стабилизации производства.

Процесс привлечения иностранного капитала в значительной степени связан с приватизацией российских предприятий путем продажи иностранному покупателю акций акционерных обществ, владеющих предприятиями.

В обеспечении благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые за счёт организации выставок инновационно — инвестиционных проектов, а также осуществления рекламно-информационной кампании в печатных органах, формируют интересы инвесторов.

В целях активизации работы по привлечению иностранных инвесторов в экономику России, обеспечения проведения последовательной работы и скоординированной государственной политики в этой области Правительство Российской Федерации приняло постановление «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» от 29 сентября 1994 г. № 1108.

При этом для стимулирования как отечественных, так и иностранных инвестиций в законодательных и нормативных актах предусмотрены:

  • — стабильность законодательства об инвестиционном, валютном, налоговом, тарифном, нетарифном регулировании инвестиций;
  • — заблаговременное информирование предпринимателей о намеченных изменениях правовых норм;
  • — отработка процедур и механизмов, защищающих инвесторов от неправомерных действий органов управления.

Одним из наиболее эффективных инвестиционных институтов для превращения сбережений граждан в инвестиции являются паевые инвестиционные фонды, образованные в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики в Российской Федерации». Реализация этого Указа позволяет увеличить приток инвестиций в российскую экономику, прежде всего, за счет мобилизации сбережений граждан.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 507 «О привлечении внебюджетных инвестиций создается инвестиционно-финансовый консорциум, участниками которого являются коммерческие и инвестиционные банки, для них разрешен выпуск гарантированных государством ценных бумаг для инвестирования инновационно-инвестиционных проектов.

Для Российской Федерации актуальным является сближение правовой основы инвестиционной деятельности в России и зарубежных странах.

Учитывая реальный процесс реинтеграции со странами участниками Содружества Независимых Государств и наличие экономических и инвестиционных интересов России и этих стран, определяющее значение приобретает взаимная адаптация и унификация нормативнозаконодательных актов и организационно-экономических условий инвестиционной деятельности на территории государств-участников Содружества Независимых Государств.

Помимо законодательства Российской Федерации важную роль в регулировании иностранных инвестиций играет подключение России к международной системе правового обеспечения в области инвестиционной деятельности. Россия заключила 30 межправительственных соглашений о взаимной защите и поощрении капиталовложений, присоединилась к двум международным конвенциям, подписала Договор к Европейской энергетической хартии, стала членом Международного валютного фонда и Всемирного банка.

Обязательным для российской практики является выполнение условий, предусмотренных в заключенных или намечаемых к подписанию международных договорах в части, относящейся к привлечению иностранных инвестиций в Россию.

С целью обеспечения эффективного информационноконсультативного взаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями и создания привлека-тельного образа России на мировых рынках капитала принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1995 г. № 657 «О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации».

По инициативе Правительства Российской Федерации создана новая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах.

Политика стимулирования притока иностранных инвестиций

Третья структурная часть государственной политики привлечения иностранных инвестиций — этополитика стимулирования притока иностранных инвестиций. Главная её цельвоздействовать на направ­ление, величину и характер инвестиционных потоков. Можно выделить три направления реализации данной политики:

1) повышение имиджа принимающей страны. Данное направление осуществляется на основе распространения рекламных материалов, характеризующих страну-реципиент, ее потенциальные возможности по привлечению ПИИ;

2) предоставление комплексного пакета услуг иностранным инвесторам по поддержке их инвестиционной деятель­ности. Такой пакет обычно включает: информационные, консультационные услуги, облегчение прохождения различ­ных бюрократических этапов регистрации и налогового контроля, по­лучение разрешений и др. Во многих странах высокую эффективность по предоставлению перечисленных услуг показали Агентства по содействию иностранным инвестициям;

3) предоставление иностранным и национальным предпринимателям финансовых, фискальных и прочих льгот.

Читать статью  IRR: определяем доходность инвестиционных проектов

Все три направления реализации политики стимулирования потоков иностранных инвестиций имеют огромное значение в успехе принимающих капитал стран. Однако последнее направление разнообразно в количестве различных инструментов и активно применяется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, поэтому его следует рассмотреть более подробно.

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой могут особо поощрять:

— иностранные инвестиции, положительно влияющие на состояние пла­тежного баланса (инвестиции в импортозамещающие и экспортно-ориентированные отрасли, сферу туризма);

— инвести­ционные проекты, особо значимые для развития национальной эконо­мики (проекты с передовой технологией, отсутствующей в стране; ка­питалоемкие проекты, проекты в менее развитые регионы страны и пр.)

При этом льготы предоставляются инвесторам, как правило, при вы­полнении ими следующих условий: содействие росту занятости населения; содействие малому и среднему предпринимательству; проведение НИОКР в принимающей стране; содействие проведению региональной политики; содействие расширению экспорта.

Мировая практика показывает, что предприятие с иностранным учас­тием может получить статус приоритетного и право иметь дополнительные льготы, если удовлетворяет конкретным условиям, зафиксированным законодательством в отношении: характера техно­логии, количества занятых из числа лиц местного населения, размера капиталовложений, максимальных цен на продукцию, производимую для нужд внутреннего рынка, и др.

Секретариатом ЮНКТАД разработана классификация методов сти­мулирования иностранных капиталовложений, включающая три груп­пы стимулов: фискальные льготы; финансовые льготы; прочие льготы.

Первая группа — фискальные стимулы — подразделяются на следующие формы:

1. снижение ставки налога на прибыль;

2. налоговые каникулы;

3. увеличение сумм амортизационных отчислений;

4. налоговые кредиты;

5. инвестиционные и реинвестиционные скидки;

6. разрешение последующего зачета потерь, полученных в первый пе­риод работы, в счет будущих прибылей;

7. сокращение взносов в социальные фонды;

8. сокращение суммы налогооблагаемой прибыли в зависимости от количества работающих и других расходов на рабочую силу;

9. стимулы, связанные со снижением ставки НДС, включая уменьше­ние налога на прибыль или предоставление кредитов в связи с повышением доли местного сырья или промежуточной продукции;

10. снижение экспортных пошлин;

11. сокращение налоговых ставок на специальные поступления инос­транной валюты, в том числе за экспорт произведенных товаров;

12. сокращение налогообложения экспортно-ориентированного про­изводства.

Вторая группа – группа финансовых стимулов включает в себя:

1. прямые субсидии на покрытие части капитальных расходов, про­изводственных или маркетинговых расходов конкретного инвестици­онного проекта;

2. субсидированные займы;

3. гарантии на предоставляемые займы;

4. гарантированные экспортные кредиты;

5. участие государственного капитала в инвестициях в проекты с вы­соким коммерческим риском;

6. правительственное страхование льготных кредитов, предоставля­емое для некоторых видов риска. Например, при изменении курса ва­люты, девальвации или по некоммерческим рискам — экспроприации, изменении политического строя страны и др.

Третья группа методов стимулирования иностранных инвестиций — прочие льготы — подразде­ляется на:

1. субсидирование расходов на создание или реконструкцию инфра­структуры инвестиционного проекта;

2. субсидирование услуг, в том числе помощь в нахождении источ­ника финансирования, разработке проектов, предоставление информа­ции о конъюнктуре рынков, наличии сырья, помощь в подготовке кад­ров, предоставление технических возможностей для развития ноу-хау или улучшение контроля над качеством;

3. заключение преференциальных государственных соглашений;

4. закрытие рынка для последующего прихода других производите­лей или предоставление монопольных прав на производство тех или иных товаров;

5. защиту от импортной конкуренции;

6. специальные программы в отношении предоставления иностран­ной валюты (в том числе по специальным валютным курсам), гаранти­рование риска при получении иностранных займов, концессий по кре­дитам в иностранной валюте и специальные льготы по репатриации до­ходов и капитала.

Как свидетельствует мировой опыт, развивающиеся и страны с переходной экономикой в большей степени используют методы стимулирования иностранных инвестиций фискального характера, в то время как развитые страны применяют в полной мере финансовые стимулы.

Среди налого­вых льгот наиболее популярными в использовании являются: налоговые каникулы; инвестиционные скидки; налоговый кредит; ускоренная амортизация; инвестиционные субсидии; льготы косвенного налогообложения, в частности, сниженные став­ки таможенных пошлин.

Самые распространенные налоговые льготы — налоговые каникулы — представляют собой от­срочка от уплаты налога в течение нескольких лет, начиная со дня полу­чения первой объявленной прибыли предприятием с иностранными инвестициями. Срок и условия предоставления налоговых каникул в раз­ных странах может значительно различаться. Как правило, они предоставляются на срок от 2 до 10 лет.

Нередко государственные и местные власти применяют одновремен­но систему налоговых каникул и снижение налоговых ставок.

Налоговые каникулы имеют следующие особенности:

— благоприятны для тех инвесторов, которые ожидают высокие при­были и вкладывают капитал независимо от наличия или отсут­ствия подобных льгот;

— обеспечивают высокие льготы для ухода от налогообложения и предотвращают возможность применения трансфертных цен;

— период действия налоговых каникул, хотя и формально ограни­ченный, может быть использован в целях злоупотребления путем перерегистрации фирмы под другим названием;

— если срок налоговых каникул слишком ограничен, это стимулирует приток капитала в краткосрочные проекты, не столь прибыльные для при­нимающей страны по сравнению с долгосрочными инвестицион­ными проектами.

Наиболее проста и эффективна система налогового кредита, который представляет собой вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов ком­пании, возможно, с условием использования этого кредита для после­дующих капиталовложений. Например, в Испании действует постоянный налоговый кредит в размере 20% расходов пред­принимателей на НИОКР.

Система инвестиционных скидок в форме сниженных налоговых ста­вок применяется аналогично практике налогового кредита в форме снижения став­ки налога на прибыль. Разновидностью инвестиционных скидок может быть уменьшение кор­поративного налога на половину разницы между расходами на Н И О К Р текущего года и средними затратами на научные исследования двух предшествующих периодов с учетом роста цен.

В системе использования инвестиционной скидки и налого­вого кредитанеобходимо выделить два существенных недостатка:

— обе формы налоговых стимулов нацелены на выбор в пользу крат­косрочных капиталов, так как в дальнейшем предоставление ин­вестиционной скидки или налогового кредита станет возможным при каждом обновлении активов;

— приоритетные предприятия могут попытаться злоупотребить специ­фикой рассматриваемых форм налоговых стимулов путем купли-про­дажи тех же активов, чтобы потребовать предоставления нескольких разновидностей инвестиционных скидок или налоговых кредитов, или выступая в качестве агента по покупке для предприятий, не име­ющих статуса приоритетного.

Весьма популярна ииспользуется всеми категориями стран не только по отношению к иностранным, но и национальным инвесторам ускоренная амортизация — операция, при которой часть прибыли по­падает в издержки производства и освобождается от налогообложения.

По сравнению с другими формами налоговых стимулов для привле­чения иностранных инвестиций ускоренная амортизация имеет два основных пре­имущества:

— обходится дешевле для предприятия, поскольку, увеличивая амортизационные отчисления, предприниматели повышают размер издержек производства и уменьшают прибыль, облагаемую налогами;

— если ускоренная амортизация предоставляется на временной ос­нове, то она может стимулировать на краткосрочный период рост капиталовложений, так как инвесторы, вероятно, вложат капитал, чтобы получить эффект в будущем.

Следующий вид фискальных льгот для иностранного инвестора — инвестиционные субсидии, которые рассматриваются в мировой практике как разновидность инвестиционных ски­док или налоговых кредитов. Однако предоставление их является проблема­тичным, так как имеет риск для бюджета в отношении доходных поступле­ний. Инвестиционные субсидии включают государственные расходы, главным образом, в форме снижения налоговых ставок.

Стимулирование косвенных налогов осуществляется в форме исклю­чения из-под обложения НДС сырья и капиталоемких товаров, а также введения системы условно беспошлинного ввоза. Льготы в отношении косвенных налогов применяются для стимулирования экспорта и счи­таются наиболее приемлемой с правовой точки зрения практикой.

Странами также применяется метод ликвидации или уменьшения ставок таможенных пошлин. Например, в Австралии для инвесторов действует беспошлинный импорт товаров, которые не производятся в стране, а также возврат таможенных пошлин, акцизов и налогов с продаж с импортных товаров, которые реэкспортируются после доработки.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 15 ; Нарушение авторских прав

Источник https://up-pro.ru/library/modernization/modernization_funding/pritok-investicyj/

Источник https://invest-4you.ru/investitsii/stimulirovanie-pritoka-investitsij-v-ekonomiku/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *