Инструкция для новичка: как успешно участвовать в тендерах ЧОПу на охранные услуги?
Как участвовать в тендерах на оказание охранных услуг? Какие способы закупки выбирают заказчики? Какие документы заказчик вправе потребовать в составе заявки? На все эти вопросы ответим в статье.
Какие охранные услуги вы можете предложить заказчикам
Услуги частной охраны необходимы заказчикам, которым не предоставляют ведомственную и государственную охрану. Например, образовательным и медицинским учреждениям, организациям, подведомственным органам власти.
В связи с вступлением в мае в силу приказа Росгвардии от 15.02.2021 № 45 заказчики обязаны применять новый порядок определения НМЦК. В формуле предусмотрены отдельно услуги по реагированию на сигнальную информацию технических средств охраны, по проектированию таких технических средств, по монтажу и эксплуатационному обслуживанию. Заказчик выбирает и рассчитывает НМЦК только тех услуг, которые непосредственно нужны ему.
При подготовке коммерческого предложения пропишите цены отдельно без учета НДС. А дальше заказчик должен применить формулу из п. 2 приказа № 45. То есть умножить среднюю цену за единицу услуги на индекс инфляции и прибавить НДС. Заказчик не применяет порядок расчета НМЦК на услуги охраны в случае, если такие услуги закупаются у единственного поставщика по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ.
Какие объекты не может охранять ЧОП
Частная охранная деятельность не распространяется на объекты, указанные в постановлении Правительства от 14.08.1992 № 587. К ним относятся:
- объекты недвижимости и прилегающие территории федеральных органов законодательной и исполнительной власти,
- аэропорты,
- федеральные музеи,
- другие объекты повышенной важности.
Перед тем как вы начнете поиск подходящего тендера, сверьте объекты, которые вам потенциально придется охранять, с объектами из перечня и оцените свои возможности.
Как происходит закупка услуг по охране
Обычно проводят конкурентную процедуру или закупку у единственного поставщика для закупки услуг охраны.
Особенности проведения конкурса
Электронный конкурс, например, позволяет отобрать организацию с квалифицированными охранниками, хорошей деловой репутацией и опытом оказания охранных услуг. Для оценки участников заказчики устанавливают показатели по критерию «квалификация участников закупки», значимость критерия и баллы по критерию оценки заявок. Смотрите пример такого оформления в таблице. Показатели в ней могут различаться. В зависимости от потребностей заказчика их может быть больше или меньше.
Показатели нестоимостных критериев и максимальное значение в баллах в документации заказчика
Особенность проведения аукциона
Охрана не входит в аукционный перечень, но Закон № 44-ФЗ не запрещает его проведение на закупку услуг охраны. Заказчики выбирают этот способ, когда хотят выбрать победителя по наиболее низкой цене оказания услуг. Что, конечно же, не очень выгодно для поставщика.
Закупка у единственного поставщика
Вы можете заключить контракт с заказчиком на оказание услуг охраны по п.23 ч.1 ст.93 44-ФЗ, если ранее заключали контракт с пользователем нежилым помещением из того же здания. Но это касается только охраны нежилых помещений, так что будьте внимательны в таких закупках и запрашивайте у заказчика разъяснения по этому поводу.
Документы, которые нужно прикрепить к заявке
К участникам тендеров на оказание охранных услуг предъявляют единые и дополнительные требования, как и в любых других закупках, но со своими особенностями.
Что заказчик не может потребовать в документации?
Заказчик не должен включать в документацию избыточные требования. Например, требовать предоставить в составе заявки удостоверения частных охранников или предоставить договор страхования профессиональной ответственности охранного предприятия, наличие группы быстрого реагирования с установленной ГЛОНАСС-навигацией.
Что заказчик может потребовать в документации. Заказчик может потребовать приложить к заявке участника копию лицензии на частную охранную деятельность по конкретным видам услуг, выписку с реестровой записью из реестра лицензий. Если в вашей лицензии отсутствует необходимый заказчику вид услуг, заявку отклонят. Но при условии, что заказчик перечислил в описании объекта закупки виды охранных услуг, которые ему нужны.
При закупке услуг охраны для образовательных и научных организаций заказчики устанавливают доптребования. Например, опыт исполнения подобных контрактов за последние три года. Подтвердить такое требование вам будет нужно копией контракта, который вы исполнили без неустоек. А также подтвердить актом приемки, что стоимость исполненного контракта или договора — не меньше 20 процентов НМЦК или цены лота текущей закупки.
Может ли частная охранная организация принять участие в тендере, если она на стадии продления ранее выданной лицензии на охранные услуги?
Да, такую заявку заказчик должен допустить к закупке. У заказчика нет права требовать от участника новую лицензию. Лицензию юрлицу предоставляет Росгвардия или ее территориальные подразделения на пять лет.
Если юрлицо продлевает лицензию, то документ переоформляют. Для этого организация направляет в Росгвардию заявление о продлении и документы в соответствии с видами охранных услуг. Лицензию переоформляют в течение 30 календарных дней. Но на это время срок действия лицензии не приостанавливают. Так как лицензия действует, выходит, что участник предоставляет в составе заявки надлежащий документ и отклонять заявку нельзя. Но помните, что заказчик может проверить, отвечаете ли вы требованиям п.1 ч.1 ст. 31 44-ФЗ уже при исполнении контракта.
Если Росгвардия не продлила вам лицензию после рассмотрения заявок и вашей победы в тендере, заказчик имеет право расторгнуть контракт в одностороннем порядке по п.1 ч.15 ст.95 44-ФЗ.
Когда заказчик будет применять типовой контракт
При закупке охранных услуг заказчик должен применять типовой контракт, если закупку проводят по коду ОКПД2 80.10.12 — услуги охраны — и ОКВЭД2 80.10 — деятельность частных охранных служб.
Заказчик не обязан применять типовой контракт на оказание охранных услуг при заключении контракта с единственным поставщиком по п.4 ч.1 ст.93 44-ФЗ. Правила применения типовых контрактов устанавливает постановление Правительства от 02.07.2014 № 606. П.18 постановления № 606 прописывает случаи, когда типовые контракты могут не применяться. В том числе в данный перечень входит и закупка малого объема по п.4. Также прямое разрешение заключать такой договор в любом виде содержит и п.15 ст.34 44-ФЗ.
При этом ни Закон №44-ФЗ, ни постановление № 606 не содержат каких-либо ограничений по применению типового контракта при заключении контракта с единственным поставщиком. Это право заказчика.
Как заказчик будет принимать охранные услуги
Порядок приемки оказанных услуг прописан в контракте. При возникновения спора при расторжении контракта суды всегда с особой тщательностью изучают порядок приемки. Изучите внимательно раздел, чтобы понимать не только, как исполнять контракт, но отчитаться и получить оплату за него. К примеру, в контракте приемка может быть прописана как на образце ниже.
Фрагмент контракта, в котором прописана приемка охранных услуг
Как вам статья?
Закупка услуг охраны
Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка
Антикризисное предложение до 13 августа
Доступ к электронному
учебнику по госзакупкам
бесплатно!
Узнать больше
+78612710306
Россия, Краснодарский край, Краснодар
улица им Фрунзе, дом 186/1, литер У-1, помещение 6
/upload/iblock/653/653e609140e7ed19d1c8be04473b9bcc.jpg
9 июля 2020
Полезные материалы для скачивания
Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19
Изменения в законодательстве по госзакупкам
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Новые условия заключения прямого договора
Аукцион в электронной форме
Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия
Планирование закупок по 44-ФЗ
Кадровое обеспечение по 44-ФЗ
Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Основные моменты закупки охранных услуг
- 2 варианта закупки услуг охраны по 44-ФЗ
- Закупка услуг охраны по 223-ФЗ
- Изменения в 2020 году касательно закупок услуг охраны
Закупка услуг охраны сегодня является более чем востребованной. Причем как среди заказчиков, работающих по 44-ФЗ, так и тех, кто трудится по 223-ФЗ. Разумеется, между этими двумя вариантами есть некоторая разница, но тут гораздо важнее обратить внимание на общие моменты текущей практики.
Любой заказчик обязан четко понимать, какие именно услуги вправе предоставлять охранная организация и каким требованиям должна соответствовать. Не менее важно ориентироваться в способах закупки, оценке поступивших заявок и последних изменениях в законодательстве касательно данной сферы деятельности.
Основные моменты закупки охранных услуг
Если у бюджетной организации появилась потребность в закупке услуг охраны какого-либо объекта, то прежде всего необходимо ознакомиться, как вообще организована данная деятельность.
Работа частных охранных фирм регулируется законом о ЧОД. Лицензия предприятию от МВД РФ может быть выдана только при полном его соответствии требованиям закона, например, следующим:
- Частное охранное предприятие должно быть зарегистрировано в форме ООО, ему разрешается вести только охранную деятельность.
- В числе учредителей ЧОП могут быть исключительно физические лица, имеющие российское гражданство (в том числе не допускается двойное гражданство), а также юридические лица, среди учредителей которых нет иностранных граждан/компаний и лиц с двойным гражданством.
- Лица (частные и должностные), которые подвергались уголовному преследованию за умышленные преступления, не могут быть учредителями и участниками ЧОП, как персонально, так и будучи членами организаций, общественных объединений.
- ЧОП может являться дочерней организацией только той фирмы, которая сама ведет охранную деятельность. Предприятия, работающие в иных сферах, не могут создавать охранные организации.
- ЧОП вправе зарегистрировать филиалы, но только на территории того региона России, где оно ведет свою деятельность.
- К руководству охранным предприятием допускается специалист, имеющий высшее образование и специальную профессиональную подготовку для руководителей ЧОП. Также директор обязан иметь квалификацию частного охранника, что подтверждается соответствующим удостоверением.
- Частная охранная организация вправе иметь специальные средства и оружие. При этом она должна обеспечить соблюдение соответствующего режима, который предусмотрен законом при использовании таких приспособлений.
Только при условии, что охранное предприятие удовлетворяет всем вышеперечисленным требованиям, у него есть возможность получить лицензию на деятельность.
Закон о ЧОД в ч. 3 ст. 3 выделяет 7 типов охранных услуг, и для каждого из них прописаны дополнительные требования, которые являются обязательными для получения лицензии.
- Охрана жизни и здоровья граждан (сюда в том числе относятся услуги телохранителей). В организации должна быть разработана и утверждена должностная инструкция, в соответствии с которой ведется деятельность сотрудников, занятых оказанием данных услуг.
- Защита объектов и (или) имущества. Этот вид деятельности предполагает охрану стационарных объектов – различных зданий и сооружений, а также движимого имущества – машины, оборудование, грузы, ценности и пр., в том числе и при их перевозке. Услуги оказываются собственникам и владельцам имущества.
- Охрана объектов (в том числе расположенного на них имущества) посредством технических средств. Услуга включает комплекс реагирования на поступившие от охранного оборудования сигналы.
- Проведение консультаций для клиентов и подготовка для них рекомендаций с целью организации личной защиты и охраны имущества в рамках прав и свобод граждан. Подобные консультации предоставляются в индивидуальном порядке, в том числе в письменном виде, а также могут иметь форму коллективных лекции, семинаров.
- Охрана общественного порядка. Этот вид услуг предполагает работу сотрудников ЧОП на объектах, где проводятся массовые мероприятия. При этом в фирме должна быть соответствующая инструкция, регламентирующая действия службы охраны для обеспечения общественного порядка при организации массовых мероприятий. Сотрудники обязаны быть ознакомлены с данной инструкцией.
- Обеспечение установленного внутри объекта режима, в том числе пропускного. ЧОП должно иметь должностную инструкцию, регламентирующую действия сотрудников при обеспечении указанных видов режимов на каждом из объектов, на котором обеспечивается охрана сотрудниками данного предприятия.
- Обеспечение внутриобъектного и пропускного режимов, охраны имущества и самих объектов, к которым установлены требования по защите от террористической деятельности. ЧОПы, оказывающие услуги подобного рода, обязаны соответствовать требованиям, изложенным в пунктах 1–4, 6, для них необязательными являются лишь условия, относящиеся к охране порядка при проведении массовых мероприятий.
Как видим, услуги охранных предприятий несколько различаются по видам и обеспечиваются соответствующими лицензиями. Поэтому государственному/муниципальному заказчику следует точно определиться, какой именно тип услуг требуется, и прописать в конкурсной документации, чтобы участники имели разрешение на них. Если заключить контракт с предприятием, у которого нет лицензии на конкретный вид охранной деятельности, то ФАС посчитает это нарушением.
Также следует знать, что существует отличие в правовой основе работы ЧОП и государственных охранных структур, таких как подразделения вневедомственной охраны, ФГУП «Охрана» и пр. Деятельность ЧОП осуществляется на основе лицензии, а государственные органы и предприятия функционируют в соответствии с законами, которые регламентируют их полномочия.
Заказчик, проводя закупку услуг охраны, должен правильно сформулировать в конкурсной документации требования к исполнителям. Их следует прописать таким образом, чтобы участвовать в тендере могли как частные предприятия, так и государственные структуры (подразделения вневедомственной охраны, ФГУП «Охрана» и пр.)
2 варианта закупки услуг охраны по 44-ФЗ
В настоящее время закон не ограничивает заказчика в выборе процедуры для определения поставщика при закупке услуг охраны 44-ФЗ. Конкурс или аукцион являются самыми распространенными, а также часто государственные и муниципальные структуры заключают контракт с единственным исполнителем.
1. Закупка услуг охраны посредством проведения конкурентной процедуры.
Прибегая к такому способу закупки, заказчик должен действовать следующим образом:
- Производится анализ стоимости услуг охраны на рынке, выбираются репрезентативные примеры по цене и качеству и на их основе рассчитывается НМЦК.
- Сведения о предстоящей закупке услуг охраны заносятся в план закупок и план-график.
- Составляется необходимая для проведения закупки документация: извещение, конкурсный пакет, проект контракта. В этих бумагах должен содержаться расчет начальной (минимальной) цены и ее обоснование. В проекте контракта необходимо четко прописать требования к исполнителю, его функции, права и обязанности.
- Закупка размещается на электронной торговой площадке (после аккредитации на ней). В ЕИС публикуется информация о тендере, в том числе конкурсная документация.
- Принимаются и рассматриваются заявки потенциальных исполнителей.
- Выбирается участник, предложивший наиболее выгодные условия. С ним заключается контракт.
Если описанный сценарий не дает нужного результата, процедура признается несостоявшейся. В этом случае заказчик проводит сделку с единственным исполнителем.
2. Закупка услуг охраны у единственного поставщика.
Не так давно – в 2016 году – сфера охранной деятельности претерпела изменения в результате принятия закона о национальной гвардии. В эту структуру вошли существовавшая ранее силовые подразделения, такие как ОМОН, СОБР, ВВ МВД РФ. А также подразделения вневедомственной охраны МВД, в функции которых ранее входило обеспечение безопасности всех государственных структур, теперь также стали частью войск национальной гвардии (ВНГ). ФГУП «Охрана» по-прежнему осуществляет деятельность в сфере общественной и государственной безопасности, являясь при этом подведомственным подразделением национальной гвардии.
С учетом специфики услуг охраны их закупка может быть осуществлена по двум схемам.
Схема 1. Заказчик распоряжается объектом, для которого предусмотрена обязательная государственная охрана. Тогда необходимо произвести закупку услуг охраны у подразделения Росгвардии (ВНГ). Процедура проводится в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ о контрактной системе. После подписания договора заказчик должен в течение одного рабочего дня передать сведения об этом в контрольный орган в сфере закупок.
Схема 2. Охранные услуги требуются для обеспечения безопасности объекта, у которого несколько владельцев. Это обычная ситуация, например, для бизнес-центра, когда в многоэтажном здании большое количество компаний арендуют офисы. Как в этом случае произвести закупку услуг охраны у единственного поставщика по 44-ФЗ?
Здесь также возможны варианты. Самый простой – собственник здания берет на себя заключение договора охраны всего объекта, а затем затраты распределяются между арендаторами.
Если же в здании присутствуют организации, для которых обязательна охрана, то их руководство самостоятельно осуществляет закупку услуг физической охраны, при этом посты должны размещаться на каждом этаже.
Закупка услуг охраны по 223-ФЗ
Требования закона 223-ФЗ не такие жесткие, как 44-ФЗ, тем не менее заказчику необходимо при закупке услуг охраны учитывать их специфику.
Заказчик обязан точно представлять, кому можно доверить охрану объекта. То есть должен ли исполнитель быть государственным подразделением, либо можно заключить контракт с частным предприятием.
В соответствии с законом существует список объектов, безопасность которых должна быть обеспечена исключительно силами государственных охранных подразделений. К таковым относятся здания, в которых работают суды (федеральные, конституционные, мировые); аэропорты со всей инфраструктурой; природные заповедники и пр.
Закон 223-ФЗ предоставляет заказчику право самостоятельно выбирать метод определения поставщика. Для закупки услуг охраны, помимо конкурса или аукциона, организация может использовать и другие процедуры. Порядок их проведения должен быть описан в Положении о закупках. Практика показывает, что в основном экономические агенты заключают договоры на охранные услуги с единственным поставщиком. Второй по степени популярности способ выбора исполнителя – проведение аукционов.
Хотя в отношении аукциона следует отметить, что эффективность именно такой процедуры (как и запроса котировок) весьма сомнительна при выборе услуг охраны. Ведь для обеспечения должного уровня безопасности очень важно качество самих услуг. А аукцион и запрос котировок позволяют выбрать исполнителя по единственному критерию – цене.
В законе 223-ФЗ отсутствуют запреты на проведение предквалификационного отбора. Поэтому заказчик при закупке услуг охраны вполне может воспользоваться этой процедурой при определении поставщика. Только следует ее порядок прописать в Положении о закупке.
Целью системы закупок на конкурентной основе является заключение договора на наиболее выгодных для заказчика условиях. Это позволяет покупателям экономить бюджет и одновременно получать качественные продукты. Чтобы при закупке услуг охраны в полной мере реализовать эти задачи, заказчику следует выбрать несколько критериев, в соответствии с которыми будут оцениваться заявки участников, а саму процедуру проводить в форме конкурса или запроса предложений.
Параметры оценки заявок указываются в закупочной документации (ст. 4 223-ФЗ). Организатор процедуры должен в своем Положении описать все эти критерии и их значимость в системе оценки. Для этого каждому параметру присваиваются свой коэффициент и балл, которые в сумме позволяют оценить степень привлекательности конкретного предложения.
Рассмотрение заявок возлагается на конкурсную комиссию. Она рассматривает предложения участников и оценивает наличие опыта в оказании аналогичных услуг, профессионализм сотрудников, укомплектованность штатного состава исполнителя (сколько охранников планируется непосредственно задействовать и сколько свободных единиц останется у организации). В том числе используется размещенная в свободном доступе информация, касающаяся качества услуг, предоставляемых конкретной фирмой.
Изменения в 2020 году касательно закупок услуг охраны
В порядок закупки услуг охраны с 31.03.2020 внесены изменения. В соответствии с Постановлением Правительства № 99 от 04.02.2015 список требований к участникам расширился. А на основании Постановления Правительства № 1085 откорректированы правила, в соответствии с которыми оцениваются заявки. Данные нововведения исполняют поручение правительства и повышают безопасность учреждений сферы образования.
Теперь к участникам закупок услуг охраны предъявляются дополнительные требования: у потенциального исполнителя в течение 3 последних лет до момента подачи заявки должен быть реализованный контракт по 44-ФЗ или 223-ФЗ на охрану объектов, относящихся к сфере образования или науки. Причем стоимость этого договора должна быть более 1/5 от НМЦК текущей закупки.
Данный опыт участника подтверждается документами, входящими в состав заявки:
- Копия исполненного договора, информация о нем должна быть доступна в реестре контрактов. Обязательства по контракту были выполнены в полном объеме, без применения неустоек (штрафов, пеней).
- Копия акта (актов) выполненных работ. Документ составляется в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 9 Федерального закона о бухучете, в нем обозначается цена предоставленных услуг. Дата подписания акта должна попадать в трехлетний промежуток, отсчитываемый от срока окончания подачи заявок по текущей закупке.
В соответствии с Постановлением Правительства № 1085 от 28.11.2013 изменен порядок оценки предложений участников. А именно:
1. Заявки участников в закупках услуг охраны объектов, относящихся к сфере науки и образования, оцениваются по критериям, для которых вводится ограничение их значимости:
- значимость стоимостных критериев — 40 %;
- значимость нестоимостных критериев — 60 %.
2. В общей сумме нестоимостных оценочных критериев значимость показателя «опыт участника» должна составлять как минимум 45 %.
3. Показатель «опыт участника по оказанию услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций» должен складываться из следующих параметров:
- суммарная цена реализованных договоров;
- общее число реализованных контрактов (договоров);
- наибольшая цена контракта среди реализованных.
4. Если заказчик осуществляет закупку услуг охраны для объектов, относящихся к сфере науки и образования, то он должен ограничиться представленным выше списком пунктов для оценки опыта потенциального исполнителя и не может вводить дополнительные подпоказатели.
Следует еще упомянуть и о том, что планировались изменения в ст. 56 и 56.1 44-ФЗ о конкурсе с ограниченным участием, в том числе и в электронной форме. Речь шла о том, чтобы включить в эти статьи положения, обязывающие учреждения науки и образования для охраны своих объектов применять вышеуказанные процедуры. Но Министерство просвещения РФ пока решило не вводить никаких изменений. То есть на сегодняшний день заказчики при закупке услуг охраны могут использовать не только конкурс с ограниченным участием, но и другие процедуры.
Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС
Источник https://star-tender.ru/poleznye-stati/instruktsiya-kak-uchastvovat-v-tenderah-na-ohrannye-uslugi
Источник https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/zakupka-uslug-okhrany-po-44-fz-i-223-fz/